Как-то так получилось, что Школа Своего Дела исторически была создана в Интернете и основная деятельность в Интернете протекает.

В Школе Своего Дела, в ШСД, учатся люди из Израиля, Соединенных Штатов, Канады, Голландии, Германии, Узбекистана, России, Белоруссии и так далее.

И так как-то получилось, что пошел такой новый виток,

Если очень коротко, то концепция Школы Своего Дела заключается в следующем.

Мы все много слышали о личном развитии человека, люди развиваются, типа, «я узнаю много нового», «я познаю», «я меняю отношение» и так далее. Представьте, например, фотографию рабочего дня (в советское время было такое модное высказывание — хронометраж). Взять там, к примеру, и просто посмотреть — вот как он жил год назад и сейчас. И я считаю, что если реально в жизни человека ничего не меняется, никакого личного развития нет — это все глюки..

Т.е. должны быть реальные изменения в жизни.

Это есть самый простой такой вариант, очевидны совершенно изменения в жизни: например человек сегодня у него зарплата 50 долларов, через год стала 100 долларов, еще через год стала 200, потом 300. Т.е. если человек вся жизнь ходит на работу и зарплата у него одна и та же, мне вообще не понятно, на что он тратит свою жизнь. Раз уж он продает свое рабочее время (ну часть жизни), то уж продавай это дорого. Да вот знаете как на войне говорят: «Я отдам свою жизнь как можно дороже». Ну, если начинает человек это делать, другой вопрос как это сделать, но это возможно. Т.е. его зарплата растет, растет и растет, и в конце концов наступает момент, когда он упирается в потолок. В принципе на этом рынке труда больше заработать невозможно.

Тогда у него остается единственный выход — это начинать заниматься бизнесом, создавать собственный бизнес. Ну создал он собственный бизнес, причем подход Школы Своего Дела это создание бизнеса с нуля, т. е. в бизнес надо вкладывать мозги, а не деньги. Если вы вкладываете деньги, то как-то получается, что вы надеетесь на деньги и очень мало вкладывают мозгов, то теряют деньги. Если вы деньги не вкладываете, то вы ничего не потеряете, опыт получите. Как бы это намного эффективнее, хотя труднее. Но как раз для этого и надо думать.

Т.е. создал человек бизнес — все нормально там. Год, два, три, он у него развивается и для многих предпринимателей, наступает тот момент, когда он понимает очень простую вещь: двух обедов в ресторане в день не съешь, двух штанов не наденешь, на двух машинах ездить не сможешь и так далее. Т.е. в общем-то говоря наступает тот момент, когда все разумные потребности более менее удовлетворены, а дальше начинается то, что называется, как вы знаете выпендреж или даже понты. И у очень многих предпринимателей в этот момент наступает так называемый кризис личностный. Все хорошо, все отлично, деньги есть, меня там уважают, а дальше что — вроде уж никакого дальнейшего этапа в жизни не видно. Вот так вот и будешь всю жизнь работать, детям свой бизнес оставишь.

А делать то что?

Вот начальный период бизнеса интересен — азарт, там есть такой подъем, там есть чувство «Я смог», «Я сумел», «я преодолел» и страшно и интересно, и все это очень увлекательно. А потом наступает скучный период и, в принципе, для этого бизнесмена хождение в офис как руководителя ничем не отличается от того, чем он занимался когда-то давно, просто работая где-то на работе. И вот наступает этот новый этап, и у меня самого он наступил много лет назад.

У меня опыт предпринимательской деятельности 16 лет. В 88 году я как свой кооператив создал и с тех пор получаю доход, а не зарплату. И у меня тоже через 10 лет наступил этот этап кризиса, когда больше бизнес я не мог делать физически, а что было делать не понятно.

И я понимал, что политика это не то, потому что политика — это не свободный человек. Он вступает в какие-то блоки, какие-то компромиссы. Он вынужден правильно показывать себя перед избирателями, он не имеет возможности быть достаточно откровенным и так далее. Иначе его просто не выберут. Предприниматель человек свободный в своих решениях. Он придумал-сделал, придумал — сделал… Политик в любой стране мира — он не свободен, потому что всегда какие-то политические блоки, соглашения, т.е. он вынужден считаться. И в общем-то переход от предпринимателя к политику это не шаг к следующему этапу свободы, а наоборот. И я считаю, что для многих предпринимателей, которые пошли в политику, личностная деградация наступает, т.е. то с чего я начал — личное развитие.

И я в конце концов придумал концепцию Школы Своего Дела. Т.е. в отличие от бизнеса предприниматель занимается не тем, что ему хочется, а тем, что ему надо, то, что требует бизнес. Он становится средством для бизнеса. Вот противоположный подход это когда ты начинаешь заниматься, тем, что хочется. И это, кстати, очень страшный вопрос для многих — чего ему хочется.

Ну, первый ответ для многих очевиден, ну главное сначала — отдохнуть, причем отдохнуть столько, сколько мы обычно в жизни не отдыхаем — это не меньше трех месяцев, а лучше полгода. Т.е полгода отдохнуть, а когда наступает момент «ну вот, все, я наотдыхался, больше отдохнуть мне не хочется». Ну вот когда наотдыхался, наступает естественная потребность к действию. Из этого, в конце концов, рождается то самое свое дело, т.е. назовите как хотите — самореализация. Начинают вспоминаться какие-то детские мечты. То, чего ты в жизни хотел и ты начинаешь, наконец, впервые в жизни делать не то, что вынужден.

Вот в школу мы ходим, потому что нас туда отправили, потому что надо, потому что на работу не возьмут без диплома. На работе мы должны делать то, что тебе скажет начальник, будучи предпринимателем, мы делаем то, что говорит нам маркетинг. И тут вот наступает момент, когда ты делаешь то, что ты захочешь, ну а так как у тебя за спиной огромный предпринимательский опыт, ты способен делать то, что ты хочешь и при этом получать достаточную прибыль. Может быть даже меньшую, чем ты получал, когда ты занимался бизнесом, меньше чем даже на начальном этапе. Но такой подход дает в дальнейшем стратегический выигрыш. Т.е. есть какая-то сумма, после которой в принципе, больше ничего не нужно. И вот это вот необыкновенное удовольствие.

Это и есть третий этап. После наемной работы, бизнеса, есть третий этап своего дела. Т.е. почему моя школа собственно называется Школой Своего Дела, она учит, как прийти к этому. И предпринимательская деятельность или бизнес это лишь этап, тренировочный этап на пути к своему делу.

Журналист задал вопрос, говорит «ну вот часто говорят, что не каждый может там создать бизнес. Есть там 5% предпринимателей, а все остальные не предприниматели». На что я ему ответил, что человек, который так утверждает, он фашист, потому что это идеология фашизма. Потому что именно идеология фашизма утверждает, что есть неполноценные люди и полноценные люди — там истинные арийцы и не истинные арийцы. Если он говорит, что генетически, есть там какой-то ген предпринимательства у 5% людей, а у 95% нет, ну так это в чистом виде теория расового превосходства. Если это не генетические особенности, то какие?

Ну, видимо, это воспитание. В какой среде воспитывался — забитый там ребенок или инициативный был и так далее. Т.е если он воспитывался, то можно и перевоспитаться. Может каждый и спрашивается: «И чего же мы ждем?»

Я использовал массу разных способов для донесения своих идей. Вот есть рассылка в Интернете — я всем рекомендую, у всех у кого есть возможность доступа к Интернету. Ну, даже если нет доступа к Интернету, то можно в Интернет-клуб зайти, там к знакомому зайти, посидеть часик-другой возле компьютера. Вот рассылка — раз. Я ее использовал, там материалы в Интернете на сайте есть, книги написаны, потом проводил семинары — достаточно много семинаров, которые проходили в формате, что я рассказываю. Люди там сидят, и я целый день рассказываю. Книги — 12 книжек уже сейчас написано. Вот журнал «Результат». Это, кстати, один из проектов человека, который тоже вот читал мою рассылку, он как бы в ШСД учится — Алексей Романенко — он живет во Владивостоке. Он тоже занимался бизнесом, он ему надоел и он начал издавать этот журнал. Журнал там есть, газеты сейчас начали выпускаться — Газета Школы Своего Дела выходит.
Альтернативно-деятельностые игры

Ну вот «да, да» но чего-то не хватает. И тогда вот, в конце концов, я придумал эту игру. В основе была и есть Организационно Деятельностная Игра. Георгий Петрович Щедровицкий ее придумал. Я ее переделал — придумал свою. И разница в чем заключается? Если формат семинара заключается в том, что я все время рассказываю, а люди слушают, и в общем-то они занимают ту самую пассивную позицию, которая мешает им по жизни. Т.е. понимаете: предприниматель — человек активный — он должен вопросы задавать, думать, действовать и так далее. А здесь вот получается я говорю, т.е я активен, а слушатели пассивны.

А в игре все наоборот. Там моя роль, моя позиция — я пассивен. Т.е. я там задаю вопросы, ставлю задачу. Ну вот такое количество человек как здесь находится (примечание: 50 человек) разбивается на группы по 10 человек. Каждая группа работает — садится и начинает думать, мыслить. В каждой группе есть человек, который им помогает. Они работают полдня, потом они выходят и вешают плакаты, доклады — то, что они придумали. Другие группы слушают, задают им вопросы, смотрят — говорят «ребята, что вы делали полдня?, то, что вы рассказывает — такая банальность, в любой книжке можно прочитать. Ничего нового мы там не видим для себя. Вы вообще там что-нибудь думали или вы опять свою эрудицию демонстрировали? На второй день делается то же самое и возникает жуткий, жутчайший просто кризис у многих, потому что они просто понимают, что они просто не способны ничего придумать. Они могут чего-то рассказать, из того, что они в жизни делали, слышали, а вот придумать самим, родить идею, мысль у них не получается. Причем это происходит совершенно объективно, т.е. когда человек делает доклад у него по поводу того, что он рассказывает есть представление, что это хорошо, а потом он слушает одного потом другого — неинтересно. Потом он понимает, что этот, что другой сказал — в принципе, одно и то же. Вот наступает такой острый такой кризис и вот к третьему дню он начинает преодолеваться, т.е. именно в ситуации кризиса человек приподымается над собой и выходит на какой-то более высокий уровень мышления, прежде всего. Вот этот более высокий уровень общения позволяет преодолеть те проблемы, справиться с теми проблемами, с которыми вы раньше справиться не могли.

Т.е. я вообще никаких ответов не подсказываю. Но задача заключается в том, чтобы ответы человек придумал сам. Ну, если он три дня напрягается, думает, то ему тогда достаточно легко какую-то мысль донести. Ты ему говоришь, и он сразу ее воспринимает, принимает. Но когда ты этому человеку предлагаешь этот готовый рецепт, то типичная реакция — это отторжение. Не, не, не… это не так…меня это не устраивает. И в принципе ему ничего нельзя предложить, потому что его проблема не в том, что он нигде не может найти ответ, а проблема в том, что у него фильтры на входе. И он отбрасывает все, кроме того, что соответствует его собственным представлениям о том, как это должно быть. И нечего нового в него не проникает в этого человека. И задача заключается в том, чтобы снять эти фильтры. Как только он снял эти фильтры, он сам все увидит. Сам обо всем догадался.

И вот игра эта она как раз и помогает это сделать. Т.е. снять эти фильтры и человек обнаружит, сам все те решения, что совершенно очевидны и были у него перед носом годами, и он их не видел.

Журналист: Вот три дня

Ю.М. Да

Журналист: Какой-то вопрос осветили, в него погрузились, потом мозговая атака

Ю.М. Да, да…можно сказать

Журналист: и потом разошлись. И как бы человек должен постоянно присутствовать в этой мозговой атаке по жизни, а для этого надо какое-то общество

Ю.М. Я думаю, нет. Понимаете, человек полностью рассчитывает на себя. У каждого предпринимателя есть опыт и если он когда-то он оказывался в ситуации, когда он банкротство, не банкротство или просто убытки, то он обнаруживает что почему-то в этот момент он никому не нужен. Но пока у него все хорошо он почему-то нужен. Как только у него проблемы — он никому не нужен. И основное качество предпринимателя — рассчитывать только на себя. И в том числе и в мышлении. Т.е. если вы говорите, что вам нужна группа, то это неправильный подход. Задача заключается в том, чтобы выйти на этот более высокий уровень мышления и дальше на нем находиться.

Кстати когда игра проходит, естественный происходит такой процесс, когда первый день работает группа, второй день группа, а на третий день люди начинают разбредаться. Один говорит — «ну вот я пойду полчасика подумаю, а потом скажу». Ему уже необходимо думать одному. Этот вот процесс уже как-то запустился — другой, и он дает другие результаты. Более высокий.

Т.е. в общем, говоря, эта игра, ее задача — повысить качество мышления. Именно не дать никаких ответов, а повысить качество мышления.

Журналист: Я хотел спросить — в чем ваша роль будет заключаться в этой игре?

Ю.М. Ну моя роль — организовать, запустить этот процесс мышления и правильно его направлять, потому что разные группы — они должны все это как единое целое двигаться. Помогая друг другу, усиливая друг друга. Т.е. такой вот, не знаю, вот оркестр и дирижер. Моя роль — это дирижер. Я сам не играю. Вы понимаете, даже если один единственный человек на игре достиг результата, то таким образом доказано, что это возможно. А вопрос — чем вы его хуже?

Там вот что происходит. Я вот как сейчас — сижу в центре зала. В основном я говорю, вы говорите, мы говорим — такое вот общение. Там получается общение между собой и люди настолько хорошо узнают друг друга, настолько тесное такое… ну типичное такое, что через три дня, через два дня — «давайте соберемся опять». Желание общаться. Возникает очень глубокое знакомство и дело в том, что на игре такая искренность возникает, что человек начинает рассказывать такие вещи, которые он вообще никогда никому не рассказывал, другого начинает слушать. Люди очень хорошо друг друга узнают.

Журналист: Какой можно начать бизнес с нуля педагогам? Кроме репетиторства

Ю.М. Ну знаете, если педагог не человек, вот.

Смех

Ю.М. Если бы вы задали вопрос, какой бизнес с нуля может начать человек, то я бы ответил: «любой». Я вам расскажу историю обалденную: Приходит такой восточный человек в мэрию в Петрозаводске. Значит, приходит и ему надо там получить лицензию на открытие магазина какого-то. Там куча бумажек, еще чего-то, а он говорит: «Слюшай. Я па-русски плоха гаварю. Ты мне тут бумажки напиши». Она говорит: «Нет вы тут должны заполнить бланки». «Я — говорит, — по-русски писать совсем не могу». Ну в общем безвыходная ситуация. Женщина там в этом отделе — берет, заполняет все бумажки, все делает. Причем в результате всего этого он получает все в результате одного дня. А по обычной схеме он бы написал, она бы сказала, что все неправильно, пятое-десятое. Он бы на это дело две недели, если не месяц угрохал. Так вот: у этого человека два образования. Одно юридическое, другое экономическое. И одно из них он получил в МГУ. [смеется] В Московском Государственном Университете. А это он освоил такой вот восточный способ решения проблем.

Так вот вы понимаете — знания они часто очень вредят.