Основной задачей известных учебных заведений является получение определенного объема знаний. Проверяется наличие в памяти этого объема знаний при помощи экзамена и документом, об этом свидетельствующим, является соответствующий диплом.
Но!
Знания являются материалом (сырьем), который тем или иным способом обрабатывает ум. Приведем такую аналогию. Знания — это сырье (например железная руда), продуктом обработки является, например кузов легкового автомобиля. Если продолжить эту аналогию, то существуют разные виды сырья, например сырье для изготовления автомобильных шин или стекол, и разные технологии обработки этого сырья.
Таким образом, необходимо не просто набирать объем знаний, а в первую очередь осваивать методы обработки. Информационного сырья сегодня более чем достаточно, и есть ли смысл хранить его обязательно в человеческой памяти? Можно его хранить и в Интернете и обращаться за информационным сырьем по мере надобности. Какое нужно, такое и брать.
При таком подходе немедленно возникает вопрос: а что именно нужно? Еще Сенека сказал о необходимости не многих, а НУЖНЫХ знаний. Таким образом, мы еще обнаруживаем с вами необходимость РАЗЛИЧЕНИЯ нужных и ненужных знаний.
На мой взгляд, нужные знания сегодня составляют доли процента от тех знаний, которые получают в средней и высшей школе. Вы сами можете в этом убедиться, посчитав, сколько процентов из того, что вы изучали, сегодня вами используется.
Таким образом, выявив НУЖНЫЕ знания, можно сократить время на заполнение памяти в сотни раз. То есть, вместо 10-15 лет учиться 3-4 месяца!
Но!
Во время этого многолетнего обучения в средней и высшей школе НЕЯВНО происходит и развитие мышления. Но это происходит именно НЕЯВНО.
Вы можете указать, как, когда, во время каких именно занятий вы развивали свое мышление эффективно, а когда нет?
Можно ли развивать свое мышление быстрее? Да. Как это делается? Это давно открыли еще Сократ, Пифагор и другие мыслители. Если получение знаний происходит при помощи чтения книг и слушания лекций, то развитие мышления происходит при помощи диалога. Сам диалог с безусловной точностью отражает мышление собеседников, типичные их приемы (фигуры) мышления. Осознание с помощью собеседника своего процесса мышления дает возможность увидеть в нем недостатки, слабые места и затем начать развивать его.
Как? С помощью тех же диалогов. Как с тем, кто обучает, так и со всеми другими своими собеседниками в жизни. Наблюдение за тем, как, что излагает собеседник, каким образом он отвечает на вопросы, дает возможность узнать много нового и о себе, и о людях. Но наблюдение не за высказываемыми знаниями, а за ПРОЦЕССОМ мышления.
Мышление — это ПРОЦЕСС. В отличие от знаний, процесс мышления имеет начало, конец, протяженность и многие другие характеристики. Типичное общение (к сожалению) представляет собой изложение известных знаний, но никак не переработку их. И это означает, что человек, который в процессе разговора не обрабатывает полученную информацию, не приходит к некоторым выводам, не принимает решений — и НЕ МЫСЛИТ!
Мышление имеет место тогда, когда человек приходит к НОВЫМ ДЛЯ СЕБЯ выводам. Если же длительный разговор не привел к новым мыслям, то и НЕ БЫЛО МЫШЛЕНИЯ. МЫШЛЕНИЕ СОЗДАЕТ НОВЫЕ ЗНАНИЯ. Которые затем опять использует как сырье.
Подведем небольшие итоги.
Необходимо выяснение того, что есть НУЖНЫЕ знания.
Мышление — процесс СОЗДАНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Исходя из первого пункта, можно сделать вывод о том, что может быть процесс создания НЕНУЖНЫХ ЗНАНИЙ. И действительно, мы часто можем наблюдать это в жизни.
Если использовать математическую аналогию, то знания — это значение функции, а мышление — это первая производная этой функции.
Эффективно работающее мышление способно в совершенно новой области БЫСТРО выработать (открыть) огромное количество знаний, необходимых для успешной деятельности в этой сфере. Что эффективнее: изучить новую область по книгам или открыть все самому? Это зависит от того, насколько быстро вы способны создавать знания сами. Если медленно, то лучше изучать, если быстро, то лучше выработать самому.
Предприниматели — это люди, которые в связи ли с их амбициозностью или другими личными качествами, доверяют больше всего самому себе, поэтому предпочитают, занявшись изданием газеты, разработкой компьютерных программ или открытием ресторана, доверять собственному мнению в десятки раз больше, чем мнению специалистов. Даже сотни специалистов вряд ли смогут в чем-то переубедить предпринимателя. И чаще всего предприниматели оказываются все-таки правы. Открывая сами все необходимое в новой для себя области (исследуя её), они незаметно для самого себя переходят границу известного на сегодня и становятся первооткрывателями.
Тот, кто долгие годы изучал чужое, хорошо умеет изучать, и, подойдя к границе существующих сегодня знаний, не сможет быстро перестроиться и стать способным на риск исследователем. Тот же, кто переоткрывал давно известное (изобретал велосипед), получает подтверждение, что он на верном пути и, рано или поздно, откроет что-то принципиально новое.
То есть предприниматели — это люди, работающие на первой производной. Они опираются не на то, что есть, а на то, каковы ТЕНДЕНЦИИ. Важно не то, сколько у вас есть сегодня, а важны темпы роста. Они, выбирая вид деятельности, не ориентируются на то, что дает эта сфера сейчас, они исходят из перспектив, принимая решения сегодня.
Еще раз повторю, что предприниматели именно исследуют новую сферу для себя. Так же, как физики исследуют законы тяготения или закон Ома.
То есть, предприниматель, начав изучать физику и прочитав про закон Ома, немедленно проверит: а так ли это на самом деле? А в воде, а в невесомости, а под землей? И будет опираться на то, что проверит сам. Будьте уверены, что через некоторое время он будет знать про закон Ома больше, чем десяток кандидатов наук по физике, и ГЛАВНОЕ — будет говорить о том, что знает, с огромной убежденностью и уверенностью. И наверняка нащупает там какие-нибудь тонкие эффекты, которые малоизвестны или совсем неизвестны.
Точно так же, решив создать ресторанное дело, предприниматель будет ИЗУЧАТЬ ЧУЖИЕ рестораны, задавать сотни вопросов официантам, шеф-поварам, гардеробщикам, хозяевам, и каждый ответ, тем не менее, ПРОВЕРЯТЬ на ОПЫТЕ. Нельзя же успех собственного Дела ставить в зависимость от МНЕНИЯ другого человека! Может, он искренне заблуждается или сознательно дезинформирует?
Деятельность Исследователя требует высокого качества мышления. Необходимо выдвинуть гипотезу. Как выдвинуть, какую? Продумать эксперимент. Как продумать? Провести его. Проанализировать результаты. Сделать выводы о достоверности полученной информации. Именно этого часто и не понимают сотрудники. Они думают: а зачем это, а зачем то? А предприниматель просто непрерывно экспериментирует. Открывает новое. Работа у него такая. И если это новое обнаруживается и дает результат, то он первый заметит это и первый начнет это внедрять.
Обнаружив, осознав свою деятельность как деятельность прежде всего исследователя, предприниматель пытается учить тому же самых головастых своих сотрудников. Те же никак не понимают: чего от них хотят? Они спрашивают — КАК? Ответ: подумай! А зачем — ведь вы же знаете? Знаю. Но если вы узнаете, то не научитесь открывать сами. И так далее.
Сама деятельность по обучению Исследованиям или Мышлению — это уже третья производная. Тут начинается интересный процесс. Мой хороший знакомый Сергей Чернышев заметил, наблюдая предпринимателей, что после того, как предприниматель напишет текст размером больше 11 страниц о предпринимательской деятельности, у него начинаются финансовые проблемы. Дело в том, что обучение мышлению и эффективность бизнеса требуют прямо противоположных решений. Обучение наиболее полезно, наиболее развивает мышление, когда ученик мучается, ошибается, повторяет безуспешные ошибки. Но это же приносит и финансовые убытки.
Таким образом, возникает противоречие. Если сразу сказать, как надо, и потребовать сделать от сотрудника сделать именно так, это дает финансовый результат, но не дает эффект, развивающий мышление. Если в первую очередь развивать мышление, это дает развивающий эффект, но далеко не сразу, но зато сразу дает финансовые убытки. Что делать? Кстати, в этом проблема и хорошего консультанта. Что должен делать консультант, если он видит, что у клиента банально ума не хватает? За такую диагностику проблем бизнеса клиента денег не платят. Таким образом, консультанты по бизнесу и управлению остаются на уровне изложения определенного объема знаний клиенту.
Итак. Подводим итоги еще раз.
Функция. Использование знаний — специалист.
1-я производная. Использование мышления — Предприниматель.
2-я производная. Развитие мышления …
…
Но это интересное противоречие. Неужели нельзя, его усилив, найти сильное решение, чтобы и развивать мышление и получать финансовый результат? Проблема еще в том, что по законам маркетинга нужно давать потребителю то, что он хочет. А как можно продавать потребителю то, о чем он и представления не имеет? Причем деньги он должен платить сразу, а за что, поймет только потом. А если давать то, что хочет потребитель, то он получит то, что и так дают во множестве учебных заведений, которые я так не люблю. Один вариант решения уже есть.
По ТРИЗу (теория решения изобретательских задач), это разделение противоречия в пространстве. Создание двух ШСД.
Одна прибыльная и финансово эффективная, но содержательно похожая на то, что уже известно. Программа обучения, предметы обучения, экзамены, диплом, лицензия, трудоустройство, и так далее. И вторая — совершенно неформальная, без диплома, программы, предметов, лицензий и так далее.
Хотите диплом — получайте диплом. Хотите свое Дело — получайте свое Дело. Есть возможность выбора.